Раздел 2. Экологические аспекты культурогенеза в древности и средневековье

Проект «Процессы адаптации художественно-культурных традиций народов степной Евразии в средневековье»

Руководитель к.и.н. Г.Г. Король (ИА РАН)

Процесс адаптации наглядно проявлен в формировании и развитии художественно-культурных традиций. Комплексное исследование торевтики малых форм Саяно-Алтая рубежа I-II тыс. н.э. (около 2 тыс. экземпляров), включающего и состав металла, позволило впервые проследить многоуровневое качество изделий (четыре основных уровня), что позволяет впервые говорить о сложной многоуровневой системе производства. Адаптация технологических традиций к сложившимся условиям высокого спроса на ременные украшения в конкретных исторических условиях проявилась в создании оптимальной технологии, дающей возможность использовать готовые изделия в качестве матрицы для их многократного тиражирования (с ухудшением качества), что позволяло удовлетворять огромный спрос. Адаптация художественных традиций – в формировании определенного набора орнаментальных мотивов и композиций, которые были понятны и отвечали запросам «заказчиков» в разных регионах Саяно-Алтая. Феномен широкого распространения и популярности декоративно-художественного стиля торевтики малых форм (опирающегося на арсенал среднеазиатских, иранских, восточнотуркестанских, ближневосточных и китайских мотивов и элементов) в искусстве Саяно-Алтая, по-видимому, связан с принятием верхушкой каганатов региона новой религии – манихейства и соответствующей политикой, стимулировавшей инновации и труд ремесленников-профессионалов, вероятно, согдийцев.

Выполнены полевые археологические исследования на Северном Кавказе (могильник Краснооктябрьский I в Адыгее и курганная группа к северо-востоку от г. Нальчика, Кабардино-Балкария), в результате которых расширен круг источников о духовной и материальной культуре адыгских локально-территориальных групп, их особенностях и территории расселения.

Анализ обширного (1200 известных на сегодняшний день погребений) материала позволил выделить элементы погребального обряда, появление которых может быть связано с восприятием адыгами ряда черт кочевых культур региона золотоордынского времени. В результате исследований этно- и социогенеза средневековых адыгов скорректированы представления об их роли в системе Золотой Орды, адаптации в новой политической и этнокультурной среде, формировании стратегии природопользования осваивавших новые регионы переселенцев. Изучение материалов курганных могильников позволило сделать интересные выводы о социальной иерархии внутри адыгских общин.

Опубликовано:

  1. Дружинина И.А. Применение археолого-географических информационных систем (АГИС) в изучении социальной организации адыго-абазинского населения позднего средневековья // Археология и геоинформатика. Вып. 3. [Электронный ресурс]. М., 2006. Тираж 300 экз. CD-Rom.
  2. Король Г.Г. Эклектика в декоративно-прикладном искусстве Саяно-Алтая конца I – начала II тыс. н.э. и религиозное мировоззрение // SACRUM ET PROFANUM. Вып. II: Религиозное мировоззрение в древнем и современном обществах: праздники и будни. Севастополь, 2006.
  3. Король Г.Г. Средневековые личины Саяно-Алтая и Восточной Европы (торевтика малых форм) // Археология Верхнего Поволжья (к 80-летию К.И. Комарова). М., 2006.
  4. Король Г.Г., Конькова Л.В. Южносибирские импорты в Восточной Европе и проблемы этнокультурного и регионального взаимодействия в X-XIII вв. // Археологические вести/ИИМК РАН. Вып. 14. М., 2006.