Раздел 2. Экологические аспекты культурогенеза в древности и средневековье

Проект «Отражение механизмов и векторов адаптации в иконографии наскального искусства древнего населения Евразии»

Руководитель д.и.н. Е.Г. Дэвлет (ИА РАН)

Продолжение полевых исследований петроглифов на Чукотке (Кайкуульский обрыв на реке Пегтымель) увеличило количество выявленных плоскостей до 290 и позволило изготовить резервные копии ряда плоскостей с изображениями в силиконовых материалах.

Северный олень – центральный образ наскального искусства Кайкуульского обрыва. С его образом связаны и важнейшие сюжеты пегтымельского искусства, отражающие основные виды хозяйственной адаптации создателей памятника. Иллюстрируется своеобразный способ охоты на дикого оленя во время его сезонных миграций – «поколку на плавях»: животное бьют с лодки на переправе. Чаще всего на скалах запечатлен кульминационный момент – охотник, плывущий в одноместной лодке, поражает оленя копьем или гарпуном. Реже на камнях впечатлены пешая охота с рогатиной на медведей и лосей, уникальная фигура лучника.

Другой сюжет отражает приморский тип адаптации и иллюстрирует охоту на морских животных. В этих сценах показаны большие лодки, иногда различными конструкциями, высокий нос бывает украшен изображением звериной головы. Объектами охоты служат как крупные китообразные, так и мелкие морские ластоногие. Появление сюжетов морской охоты на скалах Кайкуульского обрыва можно объяснить его близостью к морскому побережью, население которого могло периодически подниматься вверх по реке для сезонной добычи оленя.

Выполненные с полевых матриц отливки вместе с фотоматериалом и микалентными копиями экспонировались на выставке «Чукотка: страницы хроники, запечатленные в камне» 14 октября – 17 ноября 2006 г. в Итальянском Институте культуры, к которой был приурочен семинар по теме проекта.

Опубликовано:

  1. Дэвлет Е.Г., Кочанович А.В., Миклашевич Е.А., Слободзян М.Б., Дзини С., Антипина Е.Е. Пегтымельская тетрадь. М.: ИА РАН, 2006. 62 с.