Раздел 2. Экологические аспекты культурогенеза в древности и средневековьеПроект «Древнейшие миграции, отраженные в наборах фольклорно-мифологических мотивов: происхождение, контакты и природная среда как факторы формирования региональных мифологий»Руководитель д.и.н. Ю.Е. Березкин (МАЭ РАН)В результате привлечения к анализу данных, обработанных в 2006 г., удалось продемонстрировать нейтральное положение Африки южнее Сахары по отношению как к евразийскому, так и к южноамериканско-меланезийскому комплексам космологических и этиологических мотивов. В африканских мифологиях оказались не разработаны представления как о строении вселенной и небесных объектах, так и о появлении человека и общества и о разного рода анатомических и физиологических отклонениях, характерные для мифологий циркумтихоокеанской зоны. Единственная тема мифологии, хорошо разработанная в тропической Африке, - это объяснения причин смертности человека. Набор подобных мотивов представлен также во всей индо-тихоокеанской зоне (восток Индии, Юго-Восточная и Восточная Азия, Австралия, Океания, Америка). Отраженные в них представления сформировались в Африке до начала распространения человека современного типа за пределы этого континента. Исследована группа мотивов, касающихся представлений о солнце, луне и верхнем мире, связывающих Африку южнее Сахары с Южной Азией и Австралией, но не известных в более удаленных от Африки областях индо-тихоокеанского мира. При бедности африканских мифологий в отношении представлений о небесных телах, наличие подобных параллелей за пределами континента для тех мотивов, которые все же имеются, свидетельствует о древних связях (обратное азиатское влияние в Африке в данном случае маловероятно, а влияние Австралии исключено). На востоке и юго-востоке Азии обнаружены мотивы, которые традиционно считаются связанными с распространением мировых религий и характерны для «народного христианства». Распространение этих мотивов за пределы первоначальных ареалов, где они были известны, стало результатом формирования трансъевразийских связей между сложными обществами (так называемой мир-системы). В базу данных мирового фольклора и мифологии включены материалы по Африке, Полинезии и Европе. Это впервые позволило исследовать закономерности в распределении мотивов на глобальном уровне. Африка занимает нейтральное положение по отношению как к континентально-евразийскому, так и к индо-тихоокеанскому фольклорным комплексам. Опубликовано:
|
||||||||
© ИЭА РАН, 2007 г. |