Раздел 2. Экологические аспекты культурогенеза в древности и средневековье

Проект «Древнейшие миграции, отраженные в наборах фольклорно-мифологических мотивов: происхождение, контакты и природная среда как факторы формирования региональных мифологий»

Руководитель д.и.н. Ю.Е. Березкин (МАЭ РАН)

В результате привлечения к анализу данных, обработанных в 2006 г., удалось продемонстрировать нейтральное положение Африки южнее Сахары по отношению как к евразийскому, так и к южноамериканско-меланезийскому комплексам космологических и этиологических мотивов. В африканских мифологиях оказались не разработаны представления как о строении вселенной и небесных объектах, так и о появлении человека и общества и о разного рода анатомических и физиологических отклонениях, характерные для мифологий циркумтихоокеанской зоны. Единственная тема мифологии, хорошо разработанная в тропической Африке, - это объяснения причин смертности человека. Набор подобных мотивов представлен также во всей индо-тихоокеанской зоне (восток Индии, Юго-Восточная и Восточная Азия, Австралия, Океания, Америка). Отраженные в них представления сформировались в Африке до начала распространения человека современного типа за пределы этого континента.

Исследована группа мотивов, касающихся представлений о солнце, луне и верхнем мире, связывающих Африку южнее Сахары с Южной Азией и Австралией, но не известных в более удаленных от Африки областях индо-тихоокеанского мира. При бедности африканских мифологий в отношении представлений о небесных телах, наличие подобных параллелей за пределами континента для тех мотивов, которые все же имеются, свидетельствует о древних связях (обратное азиатское влияние в Африке в данном случае маловероятно, а влияние Австралии исключено).

На востоке и юго-востоке Азии обнаружены мотивы, которые традиционно считаются связанными с распространением мировых религий и характерны для «народного христианства». Распространение этих мотивов за пределы первоначальных ареалов, где они были известны, стало результатом формирования трансъевразийских связей между сложными обществами (так называемой мир-системы).

В базу данных мирового фольклора и мифологии включены материалы по Африке, Полинезии и Европе. Это впервые позволило исследовать закономерности в распределении мотивов на глобальном уровне. Африка занимает нейтральное положение по отношению как к континентально-евразийскому, так и к индо-тихоокеанскому фольклорным комплексам.

Опубликовано:

  1. Березкин Ю.Е. Выманивание и поимка Батрадза. Сибирско-североамериканские параллели к мотиву нартского эпоса и генезис героических образов // Власть в аборигенной Америке. Проблемы индеанистики. М.: Наука, 2006. С. 410-422.
  2. Березкин Ю.Е. Евразия – Америка: дуалистические космогонии // Там же. С. 353-382.
  3. Березкин Ю.Е. Женщина-птица в Чако и в Калифорнии: реликтовые формы социальной организации в зеркале фольклора // Там же. С. 383-409.
  4. Berezkin Ju. The cosmic hunt: variants of a Siberian – North-American myth // Folklore (Tartu). 2006. № 31. P. 79-100.
  5. Korotayev A., Berezkin Yu., Kozmin A., Arkhipova A. Return of the white raven: postdiluvial reconnaissance motif A2234.1.1 reconsidered // J. of American Folklore. 2006. № 119 (472). P. 203-235.