Раздел 2. Экологические аспекты культурогенеза в древности и средневековьеПроект «Процессы культурной адаптации на территории Южной Сибири в эпоху бронзы – раннем железном веке»Руководитель д.и.н., г.н.с. Ю.Ф. Кирюшин (ИАЭТ СО РАН)На основании обработанных материалов выявлен ряд признаков, свидетельствующих о культурной и экологической адаптации населения в эпоху энеолита – бронзы Горного Алтая. В рамках темы изучались керамические комплексы и технология изготовления керамики этого времени Горного Алтая и большемысской культуры с территории горного и предгорного, лесостепного Алтая. Исследования в данном направлении актуальны, т.к. отбор исходного сырья и подготовка формовочных масс являются ярким индикатором освоения населением новых территорий. Для территории Горного Алтая это удалось проследить на примере афанасьевской керамики и на керамических комплексах, которые являются хронологически более поздними. Научная и практическая значимость полученных результатов в том, что зафиксированы признаки, свидетельствующие, что афанасьевское население в Горном Алтае пришлое. Оно еще не отказалось от своих навыков в изготовлении керамики, хотя наблюдается процесс исчезновения этих традиций. Территорией, откуда пришло афанасьевское население, должна быть не горная местность. Выявленные навыки в изготовлении глиняной посуды у населения эпохи бронзы неафанасьевской принадлежности соответствуют традициям, характерным для горной и предгорной местности, а также имеют аналогии в керамике эпохи неолита Горного Алтая. В рамках проекта велась обработка материалов завершившихся осенью 2006 г. раскопок аварийного раннескифского могильника Гилёво-10 – самого крупного на Верхней Оби (32 могилы). Помимо одних из самых представительных в Южной Сибири находок реконструируемых сбруйных и поясных наборов с остатками кожаных ремней, а также серии наконечников стрел, в Гилёво-10 получен массовый материал по погребальной обрядности проживавшего здесь населения во второй половине VII в. до н. э. Погребальный обряд отражает особо высокую степень смешения различных родственных групп, продвигавшегося из Средней Азии. Подтвердилось предположение о северо-западных предгорьях Алтая как промежуточной контактной территории, передаточном звене в VII в. до н. э. между кочевниками Казахстана и Тувы. Вместе с тем, здесь сложилось достаточно устойчивое этно-культурное образование («майэмирская культура»), оказавшее значительное влияние на формирование пазырыкской культуры Горного Алтая. Сданы в печать 3 монографии:
|
||||||||
© ИЭА РАН, 2007 г. |