Раздел 2. Экологические аспекты культурогенеза в древности и средневековьеПроект «Номадизм и оседлость: адаптация древнего и средневекового населения севера Центральной Азии»Руководитель д.и.н., в.н.с. С.В. Данилов (ИМБТ СО РАН)Открытие в Западной и Центральной Монголии памятников афанасьевского типа позволило определить время появления в Монголии и Забайкалье производящего хозяйства, в частности скотоводства, являвшегося, как известно одной из отраслей хозяйства носителей афанасьевской культуры распространенной на территории Западной Сибири, Саяно-Алтая, Синьцзяна. Сменившие афанасьевскую культуру памятники андроновской историко-культурной общности и прослеживаемые в западной части Центральной Азии (Минуса, Саяно-Алтай, Синьцзян) на территории Монголии, Забайкалья и Ордоса не встречаются. Здесь отмечается появление характерных бронзовых изделий: оружия, украшений, орудий труда в целом характеризуемых как карасукские бронзы. Хотя этот термин вошел в научный обиход в результате исследования памятников Минусинской котловины, где была выделена карасукская культура, наличие огромной территории на которой имели распространение упомянутые бронзовые изделия, позволяет нам распространить это название на более широкий регион, включающий Монголию, Забайкалье, Ордос, Саяно-Алтай под условным названием карасукской историкокультурной общности. В результате исследований установлено, что в Монголии, Тыве и Забайкалье к этому времени относится население оставившее керексуры и оленные камни. По всей видимости, с этим периодом связано начало перехода населения Центральной Азии к кочевому скотоводству и кочевому образу жизни. На востоке ареала формировалась культура плиточных могил, пришедшая в соприкосновение с носителями культуры керексуров и оленных камней, в результате чего возникла обширная зона совместного существования тех и других памятников. Население в это время вело скотоводческий образ жизни, подтверждаемый находками в плиточных могилах костей животных всех видов домашнего скота разводимого центральноазиатскими кочевниками. Датировка культуры плиточных могил варьируется в пределах XIII-III вв. до н.э. то есть отчасти синхронизируется с эпохой ранних кочевников или скифским временем западного ареала евразийских степей. Но в культурном, антропологическом отношении население культуры плиточных могил существенно отличалось от своих западных соседей эпохи ранних кочевников носителей пазырыкской, уюкской, чандманьской археологических культур. С наступлением периода появления кочевого скотоводства (карасукское время) и эпохи ранних кочевников (скифское время) усиливается социальная дифференциация общества, появляются грандиозные курганы знати. Хотя монументальные керексуры эпохи бронзы не содержали многочисленного погребального инвентаря, все же количество трудозатрат на сооружение подобных памятников позволяет предположить, что они воздвигались для захоронения или поминания видных членов общества. В эпоху же ранних кочевников периода поздней бронзы раннего железа наряду с трудозатратными погребальными сооружениями, похороны выдающихся членов коллектива сопровождал богатый и разнообразный погребальный инвентарь и многочисленные жертвоприношения животных. Рядовые члены рода хоронились по гораздо более скромному обряду. С III в. до н.э. доминирующим этносом в Центральной Азии становятся хунну. Проводимые исследования показали, что одним из основных археологическим маркером этой и последующей эпох становится появление стационарных поселений и укрепленных городищ, ранее не наблюдавшихся на территории центральноазиатских степей. Исследования подобных памятников на территории региона выявило, что появление оседлости и строительство городов отмечается у уйгуров, киданей, монголов. Возможно, существовали города у сяньби, жужаней, тюрков, хотя пока имеются только косвенные данные, содержащиеся в письменных источниках. С хуннского времени можно говорить о сложении в центральноазиатских степях новых форм организации общества в виде раннего государства. Исследование развития экономического, социального, политического уровня кочевых обществ позволяет выявить у хунну, сяньби, жужаней, тюрков, уйгуров, монголов и некоторых других народов появление отдельных институтов государственности. Опубликовано:
|
||||||||
© ИЭА РАН, 2007 г. |