Раздел 4. Этнические общности и мигранты

Проект «Изделия русских ремесленников в обрядах обских угров (способы адаптации)»

Руководитель д.и.н. А.В. Бауло (ИАЭТ СО РАН)

Собран экспедиционный материал по бытованию русских детских игрушек в обрядовой практике хантов и манси на протяжении XIX – XX вв. Значительную группу игрушек составляют фигурки, выполненные из папье­маше во второй половине XIX в. Это миниатюрные фигурки лошадок с подставкой на колесиках (пос. Ломбовож, Тутлейм на р. Вогулка, Хорьер на р. Сыня), которые в обрядовой практике выполняли роль животного Мир­сусне­хума; всадники (пос. Нимвожгорт на р. Сыня), обозначавшие самого Мир­сусне­хума; сложная композиция: офицер едет в повозке, запряженной лошадкой (пос. Тутлейм); несколько поломанных фигурок гусар, ранее, скорее всего, также сидевших на лошадях. Подобные игрушки либо являются основой фигуры духа­покровителя, либо хранятся в святых сундуках как обозначение фигур божеств и их животных.

В пос. Кимкъясуи (р. Северная Сосьва) в святом сундуке описана детская игрушка ­ стая гусей. Хранение столь необычной игрушки среди культовых атрибутов может быть связано с тем, что два мансийских божества – Мир­сусне­хум и Калтась выступали не только в антропоморфном облике, но имели и птичью (гусиную) ипостась. В культовом амбарчике около пос. Хорьер (р. Сыня) обнаружена глиняная свистулька­птичка. Она выполнена русскими ремесленниками во второй половине XIX в., ханты использовали ее как основу фигуры семейного духапокровителя; одежды сшиты хантыйской мастерицей. Многие божества у хантов имели птичью ипостась, в частности, на Сыне среди тотемных предков почитали чайку, гуся, кукушку. Данная фигура духа­покровителя обозначает одного из таких тотемных предков в облике гуся. В этом же амбарчике хранилась игрушка в виде резиновой лошадки, обмотанная красным шерстяным шнуром с нанизанными медными кольцами и перстнями. Можно предполагать, что таким образом была осуществлена временная жертва: в святой сундук положен залог в виде игрушки­лошадки; реальное же жертвоприношение, скорее всего, было проведено позже, по мере приобретения животного.

Можно констатировать, что вхождение продукции русских ремесленников в обрядовую практику обских угров на протяжении XIX ­ XX вв. происходило достаточно часто; адаптация осуществлялась преимущественно на уровне образа (всадник, животное, птица).

Опубликовано:

  1. Бауло А.В. Новые материалы об использовании русских изделий в обрядах обских угров // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Мат. годов. сессии ИАЭТ СО РАН. Новосибирск, 2006 (0,3 а.л.)