Раздел 4. Этнические общности и мигранты

Проект «Мифоритуальный комплекс славян и финно-угорских народов в Приуралье и Западной Сибири»

Руководитель к.и.н. О.В. Голубкова (ИАЭТ СО РАН)

Внимание уделялось влиянию межэтнических контактов в религиозно­обрядовой сфере ижемских зырян Нижнего Приобья. Обские коми четко определяют границу своего и чужого пространства: несмотря на относительную давность проживания в Западной Сибири, зыряне продолжают считать данную территорию хантыйской и мансийской. Рассказы о духах (лесных хозяевах), вторгающихся в жилище людей, на территории Нижнего Приобья соотносятся с хантыйскими и мансийскими захоронениями и во многом перекликаются с аналогичными мифологическими представлениями обских угров. Ключевым моментом противопоставления зырянами себя автохтонному населению севера Западной Сибири является антитеза язычества и христианства. На современном этапе происходит переосмысление обскими коми­ижемцами некоторых традиций, основанное на противопоставлении своих обычаев мансийским и хантыйским.

Народы финно­угорской языковой группы на протяжении нескольких веков тесно контактировавшие с восточнославянским населением Европейской России и перенявшие некоторые древнеславянские традиции, лучше сохранили их (поскольку приняли православие позже основной массы русского населения). На более позднем этапе, уже переселившись на новые земли – в Западную Сибирь – русские снова оказались соседями финских народов. Здесь мог иметь место процесс повторного восприятия утраченных ранее религиозно­обрядовых традиций и символов. Соответственно, в ряде случаев исследование финно­угорских мифологических представлений и обрядов может являться источником для реконструкции древних славянских верований, забытых в связи с распространением православной культуры.

Мифологические представления этнической группы под влиянием религиозных воззрений доминирующего иноэтничного окружения могли подвергаться модификации, но лишь частичной – если новый, видоизмененный мифологический образ или обряд был в какой­то степени созвучен со старыми, традиционными представлениями, и не противоречил им. С другой стороны, в этой ситуации имели место факты этнокультурной дивергентности, основанной на противопоставлении православного и языческого культов. И таким образом происходил процесс эндоэтнической консолидации, наиболее актуальной для диаспор.

Опубликовано:

  1. Голубкова О.В. Этнокультурное взаимодействие русских и северных коми зырян в сфере сакрального символизма // Археология, этнография и антропология Евразии. ­ 2006. ­ № 3. ­ С. 101 ­ 111.