Раздел 4. Этнические общности и мигрантыПроект «Этнокультурная адаптация калмыков среди народов Поволжья и Северного Кавказа»Руководитель к.и.н. В.В. Батыров (КИГИ РАН)Проводился сбор материала в архивах и музеях Республики Калмыкия, в фондах Ф36, Ф9, Ф35 Национального архива Республики Калмыкия (НАРК), в рукописном фонде В. Хлебникова Калмыцкого Краеведческого Республиканского музея им. Н.Н. Пальмова (КРКМ), в фондах Яшалтинского районного краеведческого музея, в фондах Лаганском филиале Калмыцкого Краеведческого Республиканского музея им. Н.Н. Пальмова. Проведены экспедиции в Лаганский, Яшалтинский, Приютненский, Кетченеровский и Целинный районы Республики Калмыкия, в ходе которых было опрошено 75 человек. Сбор полевого материала проводился по теме «Выбор данных населенных пунктов (г. Лагань, с. Яшалта, с. Троицкое, п. Ульдючины, с. Приютное, п. Кетченеры и др.)». В результате уточнены места кочевок калмыцких родов на бывших территориях Малодербетовского, Большедербетовского и Яндыко-Мочажного улусов; собран материал по духовной и материальной культуре калмыков. Получены данные по обрядам жизненного цикла, которые подверглись модернизации, что объясняется информантами периодом депортации, иноэтническими контактами, изменившимися экономическими условиями. Можно также отметить, что под влиянием изменений в хозяйстве произошла трансформация традиционных обрядов. Исследование подтвердило тезис о том, что кочевой образ жизни калмыков с его мобильностью привел к тому, что они с легкостью воспринимали элементы других культур, приспосабливая их к своим нуждам, не теряя при этом своей этнической идентификации. Так, было выяснено, что у торгоутов отсутствуют такие понятия о родовых подразделениях, как торелы или арваны, что может свидетельствовать об утере торгоутами такого родового деления в XIX нач. XX вв. в результате этнокультурных процессов. Опубликовано:
|
||||||||
© ИЭА РАН, 2007 г. |