Раздел 5. Культурная и языковая динамика в исторической ретроспективе

Проект «Классическая и массовая литература и СМИ»

Руководитель чл.-корр. РАН, д.фил.н. Т.М. Николаева (ИнСлав РАН)

В 2006 году участники проекта собирали материал и изучали литературу по поставленной теме. Собран богатый фактический материал из письменных (рекламных, газетных), а также звуковых – радио- и телевизионных журналистических текстов. В ходе работы ученые исходят из того, что в последние годы цитация литературы приобрела особое значение и огромный масштаб в рекламе, публикациях СМИ, в том числе в радио- и телепередачах. «Литературный» код в СМИ наших дней обсуждался на 7 конференциях, где участники проекта выступали с докладами, а также в 8 статьях и двух обзорах, сданных в печать. Механизмы цитации, превращение классической литературы в массовую обсуждались на рабочих совещаниях в мае и ноябре 2006 года. Каждый участник программы работает в своем сегменте, поэтому совместное обсуждение ведущихся работ помогло выявить общее и различное в литературных аллюзиях в СМИ (в том числе и в Интернет-пространстве) и некоторых массовых жанрах литературы, звучащих в СМИ. Цитатами и квазицитатами участники проекта считают не только прямое обращение к словесному источнику, но и к его экранизации, к визуальному и звуковому (интонационному, фонетическому) ряду. Исследователи в своей работе стремятся не только охарактеризовать структуру текстов разного рода (информативных, рекламных, поэтических и художественных) в рамках направления Московского семиотического круга, но перейти и к более общим культурологическим проблемам, в том числе и в сопоставительном, типологическом плане.