Раздел 5. Культурная и языковая динамика в исторической ретроспективе

Проект «Статус фольклора в изменяющемся мире: архаизм и инновации»

Руководитель д.фил.н. Т.В. Михайлова (Цивьян) (ИнСлав РАН)

В ходе первого года работы над проектом исследователи, изучая статус фольклора на материале разных жанров в их синхронном и диахроническом аспектам, в их лингво-географической принадлежности, с учетом консерватизма текстов их инноваций, пришли к следующим результатам. Модификации и трансформации фольклорных текстов в последние десятилетия привлекают особое внимание ученых, включенных в данный проект. Изменения, как представляется, обусловлены следующими факторами:

  1. устный характер исполнения фольклорного текста, предполагающий потенциальную новизну при каждой конкретной реализации исходного фольклорного произведения как некоторого архетипа;
  2. разные пространственно-временные координаты каждой конкретной реализации фольклорного текста. Инновации могут обусловливаться как принадлежностью исполнителя текста к определенной культурно-географической традиции (связь с некоторой культурой, языковым диалектом, географическими координатами конкретного пространства исполнения текста и т.д.), так и тем временем, той эпохой, в которую осуществляется исполнение фольклорного текста. Это позволяет говорить о модерне и авангарде как особых приемах реализации фольклорного текста. Можно также выдвинуть гипотезу об активной трансформации «традиционных» фольклорных жанров (проявляющейся в существенных изменениях структуры и лексического наполнения фольклорного текста), происходящей прежде всего в переломные в истории общества моменты развития, в эпоху смены исторических и общественных формаций. Именно в это время особенно быстро и очевидно обрастают новыми реалиями сказочные сюжеты, изменяется структура самых, казалось бы, архаичных жанров фольклора (таких, как заговорные и заклинательные тексты), возникают новые фольклорные жанры, с трудом поддающиеся определению в рамках традиционной классификации фольклорных жанров. Можно говорить о своеобразной моде, которой подвержены фольклорные тексты и их исполнение. Все это предполагает постоянную осцилляцию исполняемых фольклорных текстов между полюсами консервации текста и его (возможной) модернизации. Что же касается территориально-географического фактора в исследовании изменяющихся произведений фольклорных жанров, то, как предполагается, особый интерес может представлять в этом отношении балканский фольклор. Именно балканский фольклор и шире – балканская духовная культура дает исследователю богатейший материал для изучения процессов трансформации «традиционных» жанров. Сохранность фольклора до сих пор является отличительной чертой во многих регионах Балкан (Македония, восточная Сербия, западная и южная Болгария, Румыния).
  3. принадлежность исходного фольклорного текста к определен- ному жанру. Как представляется, различные фольклорные жанры неодинаково открыты инновациям. Это положение требует еще более детальной разработки.