Раздел 5. Культурная и языковая динамика в исторической ретроспективе

Проект «Динамика художественных форм в литературном процессе Урала в аспекте региональных социокультурных трансформаций»

Руководитель дфилн Е.К. Созина, ИИиА УрО РАН)

На основании анализа древнейших источников письменной словесности на Урале – «Жития Стефана Пермского» Епифания Премудрого, сибирских летописей, сборников текстов Строгановского региона, включая малоисследованный сборник проповедей середины 17 в. «Статир», разнообразных записок путешественников и фрагментов, содержащих упоминание Урала в текстах европейской и русской традиции начиная с античности, выявлены очаги влияния на духовную традицию региона идеологической и геополитической стратегии государства; определена центральная линия этого влияния на художественную традицию региона, детерминируемая задачей превращения Урала в форпост владений русских на востоке и базовый пункт для продвижения в Сибирь; в «сверхтексте» «чужих» об Урале (записки путешественников и ученых) выявлен единый сюжет – формирование имиджа региона как особой территории; показано, что этот сверхтекст и является основополагающим для определения границ региональной идентичности Урала. В упомянутых текстах зафиксировано двойственное положение новообретенных земель Урала, которые с одной стороны сделались частью Московии, а с другой, долго еще считались особым Сибирским «царством», поэтому Уральский хребет сохранял за собой статус границы – парадоксальной внутригосударственной разграничительной линии, задававшей перспективу будущей концептуализации России как европейской империи с «владениями» в Азии.

Анализ разнообразных письменных источников позволяет говорить о том, что внутренняя колониализация земель Урала и Сибири происходила через объединение двух стратегий – просветительски-модернизирующей, исходившей из представления о коренном населении захватываемых земель как нуждающемся в образовании и прогрессивном развитии, и миссионерски-христианской, в свете которой язычество автохтонных народов считалось грехом. Обе линии были поставлены на службу государству и синтезированы еще при Петре I. Как показывает анализ путей развития национально-этнической идентичности народов Урала на протяжении 19 – начала 20 в., обе стратигемы были успешно усвоены как российской интеллигенцией, осуществлявшей их внедрение в культуру «аборигенов», так и национальной интеллигенцией самих народов. Осознание этносами имперско-идеологического характера культурного дискурса России, определившего их развитие, во многом определяет сложность и болезненность переживаемых сегодня процессов подъема национальных движений внутренних народов страны, в том числе таких регионов, как Урал и Поволжье. В литературном процессе Урала 17–19 вв. выявлены культурные очаги и гнезда: Строгановский региона 17–18 вв., Тобольск конца 18 в., Оренбург 1810–1820-х гг., Пермь конца 1820–1830-х и далее. Проведен анализ основных художественных форм, доминантных для словесности Урала в первой трети 19 в., выявлена региональная специфика развития поэзии региона в этот период, а также базовые точки корреляции литературного процесса Урала с общероссийским. Отслежена история ряда печатных изданий Екатеринбурга и области 1920–30-х гг., описана их концептуальная основа, обозначено место в литературном процессе региона и России, составлены библиографические списки (13334 библ. ед.).