Раздел 6. Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах

Проект «Российские мусульмане: современные вызовы, адаптационные механизмы и практики»

Руководитель д.и.н. И.Л. Бабич, к.и.н. А.А. Ярлыкапов (ИЭА РАН)

Проведено сравнительное исследование конкретных форм бытования ислама. В результате установлено наличие различающихся по своим ценностям, установкам, традициям локальных форм ислама в России, которые можно выделить по регионам их бытования или основным носителям как Северо­восточнокавказский, Северо­западнокавказский, Внутреннероссийский, или «татарский». Современные перемещения мусульман страны по ее территории приводят к активным контактам носителей локальных традиций, и в этих контактных зонах наблюдается рост внутриконфессинальной напряженности.

Исследование суфизма на Северном Кавказе позволило подвергнуть сомнению некоторые стереотипы в понимании суфизма на «советском и постсоветском Востоке». В первую очередь пора отказаться от деления суфизма на «классический» и местный. Более адекватным будет говорить о многообразии суфийских сетей и ритуальных практик. Сомнительно также представление о традиционализме современного северокавказского суфизма.

Любопытны выводы по фундаментализму среди мусульман. Проведенные социологические исследования в очередной раз подтвердили, что потенциальными объектами успешной пропаганды фундаментализма являются молодые люди. Важно также иметь в виду, что кроме фундаментализма салафитского существует и суфийский фундаментализм.

На примере Кабардино­Балкарской республики рассмотрена история попыток формирования горской идеологии на основе национальных чувств и интереса к национальной культуре и уважения горцев к своим историческим и этническим корням, на основе ислама как традиционной религии в этом регионе, которая стала постепенно возрождаться благодаря усилиям российских и зарубежных мусульман, стремившихся в ходе формирования своей идеологии опираться не на национальную, а на исламскую культуру, и наконец, на основе глобальной массовой культуры, к которой тяготеют многие деятели горских культур, выступающие против попыток формирования современной горской идеологии как за счет реанимации быстро исчезающих национальных традиций, так и за счет внедрения исламской культуры.