Раздел 6. Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах

Проект «Общественное сознание и литература русских старожилов и новопоселенцев в Сибири: сохранение и трансформация традиций как механизм социокультурной адаптации»

Руководитель акад. РАН Н.Н. Покровский (ИИ СО РАН)

Важнейшим элементом в адаптационных процессах в среде русского старожильческого населения Сибири были контакты с аборигенным населением региона. Ценным источником по данной проблеме являются труды и материалы участников Второй Камчатской экспедиции 1733­1743 гг. (Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, Г.В. Стеллер и др.), изучением которых занимался А.Х. Элерт. Он подготовил к изданию рукопись научного издания труда Г.Ф. Миллера «Описание сибирских народов» (28 а.л.). Публикация данного источника, его тщательный анализ позволил доказать приоритет отечественной науки в разработке основных теоретических положений и методов этнографии, появившейся как особой науки не в начале XIX в. в Западной Европе, как считалось ранее, а в середине XVIII в. в России. Данный источник позволил сделать вывод о сложном и противоречивом характере взаимоотношений между русскими и коренными жителями в различных природно­климатических зонах Сибири. В земледельческих районах русские поддерживали мирные добрососедские отношения с аборигенным населением и оказывали мощное влияние на их материальную и духовную культуру. На Севере и Северо­Востоке характер этих отношений нередко принимал форму острой конфронтации, что не мешало русским старожилам плодотворно использовать богатейший опыт аборигенов по выживанию в экстремальных природно­климатических условиях.

В сданной в печать монографии Н.С. Гурьяновой «Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии» (20 а.л.). нашел отражение процесс формирования системы книжных авторитетов у старообрядцев в XVIII в. На большом количестве рукописных источников показано, каким образом в среде старообрядцев уважительное отношение к творческому наследию Киевской митрополии постепенно превращалось в представление о безусловной авторитетности этих текстов. Это позволило прояснить адаптационные механизмы, позволявшие старообрядцам сохранять свою религиозную и культурную идентичность в новых сибирских условиях.

В монографическом труде Л.И. Журовой «Авторский текст Максима Грека: рукописная и литературная традиции» (35 а.л.). представлены результаты текстологического анализа большого числа сочинений средневекового богослова и публициста Максима Грека. Это позволило автору дать научную оценку процессу восприятия средневекового авторского текста в условиях Нового времени и сделать вывод о развитии древнерусских книжных традиций, в том числе и старожильческим населением Сибири.

Опубликовано:

  1. Гурьянова Н.С. «Литовские» книги и старообрядцы // Сибирь на перекрестье мировых религий. Новосибирск, 2006. – С. 168­175.
  2. Журавель О.Д. Образ Церкви в поздней старообрядческой литературе (К проблеме изучения народно­христианских представлений» // Сибирь на перекрестье мировых религий. Новосибирск, 2006. – С. 184­187.
  3. Зольникова Н.Д. Опыт географической и религиозной миграции: особенности одного собрания рукописей (статья первая)» // Гуманитарные науки в Сибири. 2006. № 3. ­ С. 18­23.
  4. Матханова Н.П. Русское крестьянство в Сибири в мемуаристике первой половины XIX века. // Сибирь в 17­20 веках. Демографические процессы и общественно­политическая жизнь. Новосибирск. 2006. – С. 229­238.