Раздел 6. Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществахПроект «Общественное сознание и литература русских старожилов и новопоселенцев в Сибири: сохранение и трансформация традиций как механизм социокультурной адаптации»Руководитель акад. РАН Н.Н. Покровский (ИИ СО РАН)Важнейшим элементом в адаптационных процессах в среде русского старожильческого населения Сибири были контакты с аборигенным населением региона. Ценным источником по данной проблеме являются труды и материалы участников Второй Камчатской экспедиции 17331743 гг. (Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, Г.В. Стеллер и др.), изучением которых занимался А.Х. Элерт. Он подготовил к изданию рукопись научного издания труда Г.Ф. Миллера «Описание сибирских народов» (28 а.л.). Публикация данного источника, его тщательный анализ позволил доказать приоритет отечественной науки в разработке основных теоретических положений и методов этнографии, появившейся как особой науки не в начале XIX в. в Западной Европе, как считалось ранее, а в середине XVIII в. в России. Данный источник позволил сделать вывод о сложном и противоречивом характере взаимоотношений между русскими и коренными жителями в различных природноклиматических зонах Сибири. В земледельческих районах русские поддерживали мирные добрососедские отношения с аборигенным населением и оказывали мощное влияние на их материальную и духовную культуру. На Севере и СевероВостоке характер этих отношений нередко принимал форму острой конфронтации, что не мешало русским старожилам плодотворно использовать богатейший опыт аборигенов по выживанию в экстремальных природноклиматических условиях. В сданной в печать монографии Н.С. Гурьяновой «Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии» (20 а.л.). нашел отражение процесс формирования системы книжных авторитетов у старообрядцев в XVIII в. На большом количестве рукописных источников показано, каким образом в среде старообрядцев уважительное отношение к творческому наследию Киевской митрополии постепенно превращалось в представление о безусловной авторитетности этих текстов. Это позволило прояснить адаптационные механизмы, позволявшие старообрядцам сохранять свою религиозную и культурную идентичность в новых сибирских условиях. В монографическом труде Л.И. Журовой «Авторский текст Максима Грека: рукописная и литературная традиции» (35 а.л.). представлены результаты текстологического анализа большого числа сочинений средневекового богослова и публициста Максима Грека. Это позволило автору дать научную оценку процессу восприятия средневекового авторского текста в условиях Нового времени и сделать вывод о развитии древнерусских книжных традиций, в том числе и старожильческим населением Сибири. Опубликовано:
|
||||||||
© ИЭА РАН, 2007 г. |