Раздел 6. Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах

Проект «Буддизм и социо­культурная адаптация личности в трансформирующихся обществах»

Руководитель д.филос.н. С.Ю. Лепехов (ИМБТ СО РАН)

На материале репрезентативных источников проведен анализ теоретических основ и практических методов формирования базисного для буддийской культуры типа личности. Исследование доктринальных основ буддийской персонологии позволило определить наличие трех основных нормативно­персонологических типов и выделить их основные характеристики (ценностные ориентации, поведенческие нормативы и т.д.).

Был исследован феномен необуддизма, явившегося результатом самоадаптации буддизма к условиям западной социокультурной среды, начавшейся впервые в России (в первой трети XX века) и продолжающейся в настоящее время. Исследование показало, что имело место два существенно различных движения. Задачей первого было выработать идеологическую основу для сохранения национальной идентичности. Целью другого – реформировать буддизм таким образом, чтобы он мог развиваться в новой для себя социо–культурной среде, в западной культуре России, что позволило в дальнейшем, в период разгрома монастырской системы, сохранить не только учение, но и систему практической его реализации. Последняя традиция была воспринята и развита в необуддизме Б.Д. Дандарона.

Было изучено отношение личности к государству, проанализированы модели легитимизации власти, исторически сложившиеся в центрально­азиатском буддизме, и оценена возможность их применения буддийским сообществом в современных условиях. Установлено, что буддийская теория власти носит многокомпонентный характер, явившийся результатом синкретизма добуддийских моделей легитимизации власти с буддийскими, представленными рядом генетически разнородных теорий. Модели зрелого периода ее развития релевантны условиям современного светского государства и могут служить мировоззренческой основой для формирования позитивного отношения к власти личности, социализированной в буддийской культуре.