Раздел 6. Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах

Проект «Социокультурная адаптация студенческой молодежи к условиям современных трансформаций (на примере г. Якутска)»

Руководитель д.п.н. М.А. Абрамова (ИФПР СО РАН)

Созданы методологические основания исследования социокультурной адаптации студенческой молодежи к условиям современных трансформаций, разработана и апробирована собственная методика социально­психологического исследования социокультурной адаптации молодежи в условиях городского социума, учитывающая конкретно­исторические особенности современного Якутска. В ходе работы по теме проведены пилотажный и массовый опрос, подготовлена информационная база для проведения экспертного опроса. Для выявления устойчивых моделей социальной практики адаптации, обеспечивающих стабильность в условиях современных динамичных преобразований социальной организации общества, был разработан инструментарий социально­психологического исследования, который позволил собрать информацию о поведенческих стратегиях студенческой молодежи г. Якутска на микроуровне, выявить их ценностные ориентации и определить мотивы деятельности реципиентов.

Предварительный анализ собранных эмпирических сведений позволил сделать гипотетический вывод о том, что существующие традиционные модели социокультурной адаптации студенческой молодежи к условиям проживания в г. Якутске оказались недостаточно эффективными в ситуации новой социальной реальности, что порождает многообразные формы ее дезадаптации. Полученный эмпирический материал является достаточной базой для всестороннего анализа существующих проблем адаптации молодежи, в том числе для выявления причин «ролевого диссонанса» личности в этническом, социально­психологическом и гендерном контексте, определения устойчивых моделей социальной практики, обеспечивающих стабильность положения молодежи в условиях современных динамичных преобразований, а также сформулировать обоснованные рекомендации по формированию молодежной политики в регионе.

Опубликовано:

  1. Абрамова М.А. Маргинальность как социокультурный феномен // Вестник НГУ.­ Том 4.­ Выпуск 1.­ 2006.­ С. 86­92.
  2. Абрамова М.А. Этнокультурологическое образование как способ реализации национально­регионального компонента // Проблемы реализации национально­регионального компонента в условиях перехода на государственные стандарты общего образования. Часть 2.­ Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006.­ С. 63­69.
  3. Абрамова М.А. Этнокультурологический подход к построению образовательно­воспитательного процесса в вузе // Повышение качества непрерывного профессионального образования: Мат­лы Всерос. н­п.конф.: В 2 ч. Ч.2. Красноярск: ИПЦ, КГГУ, 2006. С 159­167.
  4. Абрамова М.А. Проблемы исследования этнокультурной адаптации учащейся молодежи // Алтай – Россия: через века в будущее: Материалы Всероссийской НПК.­Т.II.­Горно­Алтайск:РИО ГАГУ, 2006.­ 87­96.
  5. Абрамова М.А. Формирование системы этнически сообразного обучения в России: адаптационный потенциал // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник / Под ред. Ю.В.Попкова. – Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2006. – Вып. 7. – С. 176­181.