Раздел 6. Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах

Проект «Исследование ментальных и когнитивных механизмов адаптации человека в условиях изменяющейся России и сфера образования»

Руководитель д.филос.н. Н.В. Наливайко (ИФПР СО РАН)

Доказано, что использование «координат» опережающей адаптации и рефлексивных моделей позволяет по­новому подойти к дефиниции понятия «образования», и к анализу его сущности и функций в контексте современной социокультурной ситуации. Обосновано, что анализ образования как механизма когнитивной адаптации современного общества и человека в нем во многом связан с исследованием структур неявного знания, оформляющего человеческую социальность, в частности посредством системы образования.

Показано, что изучение когнитивных механизмов адаптации современного человека и социума посредством системы образования предполагает проведение анализа в рамках эпистемологической системы теоретизирования и неклассической теории познания. Проведен анализ категорий паттерн и метапаттерн и доказано, что данные категории характеризуют избыточность в сложных системах, что позволяет применять их для анализа неявного личностного и интерсубъективного знания.

Проанализировано несколько десятков различных когнитивных концепций процесса обучения, созданных в рамках аналитической философии. Исследование показало, что в современном когнитивном подходе к проблемам обучения выделяется четыре кластера, которые выделяются исходя из представления о: месте когнитивных теорий в обучении; сути когнитивного процесса; сути процесса обучения; формировании качеств обучаемых.

Разработана модель сферы профессионального образования как адаптирующей системы. В контексте ментальных и когнитивных механизмов адаптации в трансформирующемся социуме проанализирована эффективность осуществляемой образовательной политики. Разработан когнитивный подход к анализу феномена духовности. В современном мире как адаптацию мы понимаем некоторый паттерн неявного знания, пронизывающий все три уровня реальностей: глубинной, поверхностной и межчеловеческой интерсубъективной, который связан с основами сохранения жизни как биологического и социального феномена.

Опубликовано:

  1. Майер Б.О. Когнитивные аспекты современной философии отечественного образования. – Новосибирск: Изд­во СО РАН , 2006. ­ 319 с.
  2. Наливайко Н.В., Панарин В.И. Теоретико­методологический анализ современной образовательной политики России. – Новосибирск: Изд­во СО РАН, 2006. – 280 с.
  3. Наливайко Н.В., Паршиков В.И. Введение в теории профессионального образования (философский анализ). – Новосибирск: Изд­во СО РАН, 2006. – 281 с.
  4. Майер Б.О., Наливайко Н.В., Покасова Е.В. Основные концепции когнитивных теорий обучения // Философия образования. – 2006. – Специальный выпуск. – С. 305–315.
  5. Майер Б.О. Образование как система когнитивной адаптации современного общества // Философия образования. № 2 (16). 2006. С. 284 ­ 292.
  6. Майер Б.О., Наливайко Н.В., Покасова Е.В. Адаптационная функция системы образования в современных условиях изменяющейся России // Философия образования. № 2 (16). 2006. С. 244 ­ 251.
  7. Майер Б.О. Неявное знание: модель метазнания и принцип буквализма в анализе адаптирующей функции сферы образования // Философия образования. ­ Спец. Выпуск 1. 2006. С. 224 ­ 230.
  8. Михалина О.А., Наливайко Н.В. Философские перспективы образования: международный контекст // Философия образования. ­ Спец. Выпуск 1. 2006. С. 369 – 372.
  9. Михалина О.А., Наливайко Н.В. Сотрудничество с Чехией: вхождение в Европейское образовательное пространство // Философия образования № 2 (16). 2006. С. 310 ­ 312.
  10. Наливайко Н.В. Актуализация проблем специфики развития отечественного образования // Философия образования. ­ № 2 (16). 2006. С. 27 ­ 32.