Раздел 6. Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществахПроект «Исследование ментальных и когнитивных механизмов адаптации человека в условиях изменяющейся России и сфера образования»Руководитель д.филос.н. Н.В. Наливайко (ИФПР СО РАН)Доказано, что использование «координат» опережающей адаптации и рефлексивных моделей позволяет поновому подойти к дефиниции понятия «образования», и к анализу его сущности и функций в контексте современной социокультурной ситуации. Обосновано, что анализ образования как механизма когнитивной адаптации современного общества и человека в нем во многом связан с исследованием структур неявного знания, оформляющего человеческую социальность, в частности посредством системы образования. Показано, что изучение когнитивных механизмов адаптации современного человека и социума посредством системы образования предполагает проведение анализа в рамках эпистемологической системы теоретизирования и неклассической теории познания. Проведен анализ категорий паттерн и метапаттерн и доказано, что данные категории характеризуют избыточность в сложных системах, что позволяет применять их для анализа неявного личностного и интерсубъективного знания. Проанализировано несколько десятков различных когнитивных концепций процесса обучения, созданных в рамках аналитической философии. Исследование показало, что в современном когнитивном подходе к проблемам обучения выделяется четыре кластера, которые выделяются исходя из представления о: месте когнитивных теорий в обучении; сути когнитивного процесса; сути процесса обучения; формировании качеств обучаемых. Разработана модель сферы профессионального образования как адаптирующей системы. В контексте ментальных и когнитивных механизмов адаптации в трансформирующемся социуме проанализирована эффективность осуществляемой образовательной политики. Разработан когнитивный подход к анализу феномена духовности. В современном мире как адаптацию мы понимаем некоторый паттерн неявного знания, пронизывающий все три уровня реальностей: глубинной, поверхностной и межчеловеческой интерсубъективной, который связан с основами сохранения жизни как биологического и социального феномена. Опубликовано:
|
||||||||
© ИЭА РАН, 2007 г. |