Подпрограмма «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтничном макрорегионе» (ЮНЦ РАН)Проект «Государственное и муниципальное строительство на Юге России (исторический опыт, закономерности, модели развития)»Руководитель к.ю.н. Л.В. Батиев, д.с.н. Н.С. Слепцов (ЮНЦ РАН)Установлено, что административно-территориальное деление на Кавказе (как и в России в целом) изменяется квази-циклически: укрупнение-разукрупнение. На 90-годы приходится этап 1) общего для всех административно-территориальных и национально-государственных образований повышения конституционного статуса; 2) частичного разукрупнения – выделения национальных республик из русских краев. Сецессионные проекты в самих национальных республиках Северного Кавказа не состоялись, но предпосылки для их активизации сохраняются. Это этноклановая система властных (политических) отношений и институтов в республиках, коррумпированность и слабость власти, недоверие к ней населения, неэффективность современных демократических (в той форме, в какой они существуют) институтов и процедур на Кавказе, политизация этничности и межэтническая напряженность и этно-территориальные споры. Поводом к воспроизводству этнотерриториальных проблем на уровне республик отчасти послужило проведение муниципальной реформы. Примером реализации этно-территориального размежевания на уровне районов является образование в Карачаево-Черкесии двух новых этнически однородных районов. Аналогичные требования выдвигаются в Дагестане. Сохраняются территориальные претензии внутри других республик и между республиками. Историко-правовое обоснование требований – административно-территориальное разграничение в советский период или более ранняя этническая история, приобретающая мифотворческий характер. Попытка федерального центра возродить укрупнительную тенденцию на Юге России (объединение Адыгеи и Краснодарского края) оказалась безуспешной. Еще одна форма укрупнения – создание макрорегиона на основе Южного федерального округа (исторический аналог – Северо-Кавказский край) при сохранении существующих субъектов. Реальным рычагом может стать управление финансовыми дотациями из центра полпредом Президента РФ в ЮФО. |
||||||||
© ИЭА РАН, 2007 г. |