КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ИТОГИ

Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям» (2006–2008 гг.) осуществляется на основе междисциплинарных проектов, в которых принимают участие сотрудники 27 крупнейших научных центров Российской академии наук и ее региональных отделений (Сибирского, Уральского и Дальневосточного). Работы ведутся над 161 научным проектом по 6 направлениям:

Направления Координаторы Число проектов
I Механизмы и формы культурной адаптации человека к изменениям природно-климатической системы акад. Деревянко А.П., чл.-корр. Амирханов Х.А. 28
II Экологические аспекты культурогенеза в древности и средневековье акад. Молодин В.И., д.и.н. Гуляев В.И. 32
III Адаптация как фактор формирования антропологического своеобразия древнего и современного населения Евразии акад. Алексеева Т.И. 10
IV Этнические общности и мигранты д.и.н. Губогло М.Н., д.и.н. Трепавлов В.В. 22
V Культурная и языковая динамика в исторической ретроспективе чл.-корр. Гацак В.М., чл.-корр. Корниенко Н.В. 41
VI Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах акад. Поляков Ю.А., чл.-корр. Тишков В.А. 28
Всего: 161

Выполняется также Подпрограмма по Югу России «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтничном макрорегионе», координатор — академик РАН Матишов Г.Г.

Основное внимание на втором этапе осуществления Программы было уделено пополнению информативной базы исследований и обобщению полученных результатов. Более 140 экспедиционных выездов в различные регионы России, а также в страны ближнего и дальнего зарубежья, изыскания в архивохранилищах и библиотеках дали значительный объем фактических данных. Эти материалы нашли отражение в более 540 публикациях (в т.ч. около 60 монографий и сборников статей), а также в подготовленных к изданию и находящихся в печати работах, которые послужат основой для будущих обобщающих работ. Проведено около 40 конференций и других научных мероприятий, которые получили освещение на сайте Программы.

Среди важнейших научных результатов, достигнутых в ходе осуществления Программы, можно выделить следующие.

Основные проблемы, которым посвящены проекты в рамках направления «Механизмы и формы культурной адаптации человека к изменениям природно-климатической системы», касаются роли природного и социального факторов в освоении человеком в каменном веке средних и северных широт Евразии, степени влияния природно-климатических условий на формирование различных сторон материальной культуры, на развитие техники и технологий, темпы и проявления исторического прогресса.

Установлено, что большинство среднепалеолитических комплексов Алтая обладает набором однородных признаков, развитие которых проходило в рамках единой культурной традиции. Показано, что носители среднепалеолитических культурных традиций жили в относительно комфортных природных условиях, без сильных физиологических стрессов, связанных с длительным голоданием или хроническими болезнями.

Cледует отметить выводы о том, что процесс перехода от среднего к верхнему палеолиту на территории Евразии реализовался как социокультурный симбиоз части местного мустьерского населения и пришельцев извне, принесших высокоразвитую верхнепалеолитическую культуру, и что переход к средней поре верхнепалеолитической эпохи (ее расцвету), равно, как и конец этого периода, были обусловлены природно-климатическими изменениями. В то же время имеется значительный фактический материал, свидетельствующий в пользу того, что принципиальные изменения культуры палеолита происходили резко, на обширных территориях практически одновременно и не совпадали с рубежами изменений климата. «Переломные» моменты доистории сопровождались активизацией демографических процессов, которые происходили не в резко меняющихся условиях, а, наоборот, в условиях относительно стабильной природной обстановки.

Проекты в направлении «Экологические аспекты культурогенеза в древности и средневековье» были посвящены самым разным археологическим проблемам, хронологически охватывающим время от финального неолита (III—II тыс. до н.э.) до позднего средневековья, а территориально – всю Российскую Федерацию. Комплексный подход к решению поставленных задач с широким применением методов естественных наук позволил получить ряд позитивных результатов.

Сделан вывод о существовании в Обь-Иртышском предтаежье особой погребальной традиции, отличной от той, что бытовала на Чулыме, в Томско-Нарымском, Сургутском, Юганском и нижнем Приобье, а также от погребальной практики сибирских татар бассейна нижнего Иртыша. Кроме того, очевидно, что на территории предтаежного Обь-Иртышья сложилось военно-потестарное образование территориального типа.

В Приморье (Залив Петра Великого) получены уникальные материалы, позволяющие реконструировать состояние окружающей среды и динамику ее изменения, человеческую деятельность в процессе ее эксплуатации в интервале 5500—3100 лет назад. Разная степень воздействия природных и антропогенных факторов на возникновение волн миграций в I — начале II тыс. н.э. выявлена в Арало-Каспийском и Северокавказском регионе (землетрясения, трансгрессия моря и др.).

Успешные раскопки киданьского городища Чинтолгой в Монголии позволяют на основе комплексного изучения археологических и письменных источников лучше понять историю возникновения и развития киданьских поселений на монгольской территории и в Забайкалье.

В Карелии в результате экспедиционных исследований получены новые материалы по культурам от мезолита до средневековья в Беломорье, позволяющим более предметно судить о конкретных формах приспособления местного населения к изменяющимся природным условиям.

По направлению «Адаптация как фактор формирования антропологического своеобразия древнего и современного населения Евразии» в результате исследования демографической структуры групп эпохи бронзы удалось установить, что наибольшую стабильность и адаптированность к экологическим и социальным факторам демонстрируют группы позднего энеолита и представители кротовской культуры.

Впервые в пределах одного арктического адаптивного типа коренного населения региона выделены разные его варианты: массивный (Чукотка) и более миниатюрный (Камчатка). В качестве ведущих естественно-средовых факторов на территории Камчатки и Чукотки, вызывающих приспособительные реакции в популяциях человека, следует назвать уровень экстремальности, а в качестве основной реакции – повышение энергетических свойств, достигаемое как на уровне морфологии, так и физиологии. По сравнению с древним у современного населения произошло изменение пропорций лица за счет уменьшения размеров в средней части. Возможно, что такой морфологический сдвиг вызван последствиями адаптации к изменению климатических параметров региона, поскольку коэффициент корреляции носового указателя и среднегодовой температуры равен 0,63, а носового указателя и влажности воздуха — 0,82.

В направлении «Этнические общности и мигранты» по материалам Центральной и Юго-Восточной Европы на новой источниковой базе проведено комплексное исследование процессов массовой миграции и особенностей адаптации мигрантов и беженцев в период глубоких политических и социальных трансформаций XX в., раскрыта картина их жизнедеятельности (быт, культура, образование, церковь, занятость, взаимоотношения с властью, с коренным населением, интеграция в общество, сохранение традиций и появление новаций).

В ходе этносоциологических исследований получена новая информация об этнорегиональных особенностях адаптации этнических меньшинств постсоветских стран к меняющейся среде. Анализ материалов позволил сделать вывод о том, что проблемы адаптации к условиям трансформирующегося общества перед этническими меньшинствами стоят особенно остро, так как в отличие от титульных народов они вынуждены приспосабливаться не только к общим для всех кардинальным политическим, социально-экономическим и культурным изменениям, но и к новой языковой ситуации, переменам в отношении к ним со стороны титульного населения.

На примере трудовой миграции из Кыргызстана в СФО удалось установить, что она имеет практически нерегламентированный, долговременный характер; адаптация мигрантов ориентирована на групповые формы и происходит по схеме депривации, которая сопровождается изменением традиционных этносоциальных и гендерных отношений, но не имеет конфликтной составляющей в сфере межнациональных отношений. Международная трудовая миграция в СФО является этнической по форме и экономической по содержанию.

В процессах приспособления жителей сибирских регионов к новым условиям жизни, наряду с социально-экономическими различиями региона, довольно существенна роль этнического фактора, значимость этнической идентичности. Выявлено, что масштабы и темпы социальных изменений должны быть не только соразмерны адаптационным возможностям людей, но и учитывать их этнические особенности. На основе биографического метода установлено, что важным условием для успешной адаптации разных групп населения является наличие работы и возможность получения дополнительного заработка.

По направлению «Культурная и языковая динамика в исторической ретроспективе» важнейшие результаты достигнуты лингвистами в области исследования языков мира. Продолжена работа по созданию базы данных по лексике урало-алтайского праязыка, которая на сегодня включает 630 сближений. Достигнут значительный прогресс в выделении контактной части урало-алтайских схождений и в построении адекватных фонетических реконструкций отдельных языковых групп.

Одной из центральных проблем стала проблема контактов. Исследованы общие тенденции в развитии контактов языков разного функционального статуса в исторической ретроспективе и в современной ситуации. Так, проанализирована роль контактов родственных и неродственных языков Африки в определенных ареалах. На материале миноритарных языков иранской группы таких регионов, как Афганистан, Иран, КНР, а также миноритарных романских языков и языков кельтской группы рассмотрен ряд ключевых вопросов языкознания: проблема «распада» и характер «ветвления» индоевропейской языковой общности.

Исследована языковая специфика процессов этнокультурного взаимодействия в разных регионах мира (Европа, Азия, Америка) на материале языков разных структур: славянских, монгольских, тюркских, балтийских, германских, романских. Особое внимание уделено принципам социолингвистической типологии, в связи с чем были установлены общие знаменатели, позволяющие провести адекватное сопоставление функционирования и взаимодействия языков в разных социальных условиях.

Особое внимание уделено русскому языку, его истории, взаимодействию с языками России и других ареалов. Так, выявлена стратификация черт, характеризующих разные временные слои развития славянских языков — общеиндоевропейские, балто-славянские, собственно славянские и относящиеся к периоду после распада общеславянского языка. Продолжена работа по созданию оригинального сводного словаря заимствованной тюркской лексики в русском языке, который отражает его исторические и современные контакты с тюркскими языками народов России и ближнего зарубежья.

В цикле литературоведческих проектов выделяются следующие результаты. Нетривиальное решение достигнуто в освещении современного статуса фольклора с точки зрения архаики и инновации на материале фольклорных жанров балканских и балтийских традиций. Изучено отражение фольклора в литературных произведениях, прежде не изучавшихся в этом аспекте, уделено внимание связям апокрифов с фольклором.

Оригинальны результаты изучения современной литературы на восточно-славянских языках пограничья Беларуси, России, Украины. Успешно продолжается развитие комплексного подхода в изучении взаимодействия музыкальной, устно-поэтической и художественно-изобразительной традиций народов Дагестана, функционирования культурного наследия в современной духовной и языковой культуре адыгских и карачаево-балкарских народов.

Выявлена и описана система адаптивных механизмов русской литературы в сфере словесной культуры нового и новейшего времени, таких как возникновение новых жанров и повествовательных форм, развитие новых эстетических концепций литературного героя и художественного события, развитие новых художественно-философских концепций истории, быта и языка. В теоретическом плане изучена природа процессов текстообразования в литературе с точки зрения соотношения аспектов нарратива и ментатива и стоящих за ними базовых дискурсивных практик.

По направлению «Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах» выявлен и проанализирован комплекс не вводившихся ранее в научный оборот источников (дневники и воспоминания блокадников), позволивший расширить представления об адаптационных практиках населения Ленинграда в самый тяжелый период блокады — зимы 1941—1942 гг. Некоторые виды таких практик, несмотря на их, вероятно, единичный характер (попытки содержания крупного рогатого скота на квартирах в центре города, изготовление и употребление кроветворящих суррогатов и некоторые другие) свидетельствуют об исключительной поведенческой креативности блокадников, проявившейся уже в начале осени 1941 г.

Собран представительный фонд информации о ресурсах и практиках адаптации различных народов к природно-географическим и социальным трансформациям в традиционных и модернизирующихся обществах. В частности, проанализированы адаптивные ресурсы сельских и городских удмуртов, роль межэтнического взаимодействия в процессах хозяйственно-культурной и социально-психологической адаптации населения Вятско-Камского региона к коренным сдвигам, происходившим на переломных этапах развития российского социума.

На основе авторских полевых данных в серии публикаций представлены этнографические тексты и историко-этнологические композиции культуры (вариантов культуры) русских Урала. В жанрах нарратива и структурно-типологического анализа выполнены исследования мировоззрения и народной философии, календарной обрядности, оснований идентичности русских и их соседей на Урале.

Определен алгоритм адаптационных процессов в культуре жизнеобеспечения населения Сибири в XVIII — начале XX в.: использование приемов дублирования и троекратного усиления адаптирующих свойств элементов материальной культуры в зависимости от адаптогенных факторов; формирование и трансляция позитивных жизнеутверждающих ментальных установок посредством малых фольклорных форм; накопление и актуализация личного и группового адаптивного потенциала.

Таким образом, объединение в рамках Программы усилий специалистов академических научных центров позволило получить новые важные для развития гуманитарной науки и практически значимые результаты. На 2008 г. намечается завершающий этап теоретико-медологического осмысления полученных материалов и издание основных обобщающих трудов по Программе.