КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ИТОГИ

Основной целью Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям» (2006–2008 гг.) было исследование исторических и современных форм, механизмов и последствий социально-культурных адаптаций. Программа осуществлена на основе междисциплинарных проектов, в которых приняли участие сотрудники 27 крупнейших научных центров Российской академии наук и ее региональных отделений (Сибирского, Уральского и Дальневосточного). Работы велись над 161 научным проектом по 6 направлениям:

Направления Координаторы Число проектов
I Механизмы и формы культурной адаптации человека к изменениям природно-климатической системы акад. Деревянко А.П., чл.-корр. Амирханов Х.А. 28
II Экологические аспекты культурогенеза в древности и средневековье акад. Молодин В.И., д.и.н. Гуляев В.И. 32
III Адаптация как фактор формирования антропологического своеобразия древнего и современного населения Евразии акад. Алексеева Т.И.чл.-корр.А.П. Бужилова 10
IV Этнические общности и мигранты д.и.н. Губогло М.Н., д.и.н. Трепавлов В.В. 22
V Культурная и языковая динамика в исторической ретроспективе чл.-корр. Гацак В.М., чл.-корр. Корниенко Н.В. 41
VI Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах акад. Поляков Ю.А.,чл.-корр. Тишков В.А. 28
Всего: 161

Выполнялась также подпрограмма по Югу России «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтничном макрорегионе», координатор – академик РАН Матишов Г.Г.

Среди важнейших научных результатов, достигнутых в ходе осуществления Программы, можно выделить следующие.

Проекты в рамках направления «Механизмы и формы культурной адаптации человека к изменениям природно-климатической системы» были посвящены первобытной археологии обширных регионов Восточной Европы, Кавказа, Прибалтики, а также района Арктики на северо-востоке России. Хронология изучавшихся памятников охватывает время от среднего палеолита до бронзового века включительно. В качестве наиболее значимых результатов можно отметить, что установлены важнейшие характеристики хроностратиграфии и культурной динамики средне- и ранневерхнепалеолитических культур Евразии. Осуществлена оценка фактора социокультурной адаптации как важнейшей движущей силы становления и развития верхнепалеолитических традиций в регионах Старого Света.

На Алтае установлено, что в конце верхнего палеолита человек заселял все формы рельефа, развитые в долинах крупных рек и их притоков. Система организации стоянок включала выбор исходного сырья вблизи мест обитания, создание искусственных сооружений и возможности эксплуатации биоресурсов в среде видового разнообразия мегафауны, приспособленных к условиям различных ландшафтных зон. Культура населения этой части региона Северной Азии, отраженная в наборах каменного и костяного инвентаря, формирует часть унифицированной культуры конца верхнего палеолита Южной Сибири и Центральной Азии.

Завершено формирование базы данных по всей совокупности радиоуглеродных дат палеолитических памятников Восточной Европы и Северной Азии. На основании полевых работ установлена хронология памятников рубежа плейстоцена-голоцена на Валдайской возвышенности.

Суммированы результаты исследований, посвященных развитию культур финального палеолита и мезолита лесной зоны на пространстве от Западной Европы до Западной Сибири. На Северо-Западном Кавказе впервые для этой территории изучены материалы, отражающие процесс смены культур палеолитического облика культурой мезолитического типа.

На основе обобщения археологических и палеоэкологических данных разработана новая концепция заселения северо-востока Европы в каменном веке.

Проекты направления «Экологические аспекты культурогенеза в древности и средневековье» охватывали широкий круг проблем, связанных с рассмотрением тесного взаимодействия и взаимовлияния природных и социально-экономических, политических, идеологических факторов в качестве одной из главных движущих сил в развитии древних и средневековых обществ. Географически рассматриваемые проекты включают почти всю территорию России – от Приморья на востоке до Карелии на западе, хронологически – время от мезолита до XVII в. н.э.

В Западной Монголии впервые были обнаружены и исследованы памятники пазырыкской культуры, в которых благодаря мерзлоте сохранились одежда, деревянные украшения и оружие скифского воина. На основе полученной коллекции древесины из погребальных сооружений с помощью дендрохронологии удалось надежно определить календарные даты для пазырыкских памятников Северо-Западной Монголии и связать их с однокультурными курганами Российского Алтая.

К числу значимых результатов относится создание наиболее точной хронологии культур Центральной Азии от неолита до раннего средневековья, по реконструкции на основе экологических материалов палеоклимата в регионе на протяжении последних 6 тыс. лет и адаптации местного населения к изменяющимся природным условиям.

Заслуживают внимания исследования по выделению адаптивных элементов в материальной культуре Карелии от эпохи мезолита до средневековья, о городах киданей, а также о прямой связи судьбы городских центров Северного Кавказа в X—XV вв. н.э. с природными катаклизмами (землетрясения, трансгрессия моря и т.д.).

В направлении «Адаптация как фактор формирования антропологического своеобразия древнего и современного населения Евразии» обработан и введен в научный оборот огромный массив антропологических данных, характеризующих население Западной Сибири от эпохи неолита до раннего железного века. Впервые изучаемое население охарактеризовано по нескольким независимым системам антропологических признаков, что позволило объективно оценить степень влияния на выработку его адаптационных стратегий различных факторов: природно-климатических и ресурсных характеристик вмещающего ландшафта, воздействия миграционных потоков, эволюции культурных характеристик.

Для реконструкции сложения адаптивных норм в популяциях Евразии (в т.ч. групп Дальнего Востока и Японских островов) были проведены комплексные исследования современного и древнего населения. Продемонстрирована тесная взаимосвязь биологической адаптации коренного населения с культурной адаптацией как мощным компенсаторным механизмом.

Сравнительные антропогенетические исследования некоторых сельских и городских популяций выявили значительное усиление миграционного давления в городах. Отмечаются рост пропорций аутбредных браков (процессы метисации) и изменения генетической структуры исследованных групп.

Методика прогнозирования живого лица на основе черепа позволила проследить хронологическую изменчивость физического облика некоторых групп Западной Сибири и Казахстана. В числе прочих причин изменчивости рассматривается и адаптация к специфическим природным условиям. На примере нескольких европейских групп смоделирован процесс эстетического восприятия антропологического разнообразия в ситуации временных миграций, межэтнических контактов и смене возрастных категорий. На примере племени хадза (Северная Танзания) прослежена трансформация социальных отношений охотников-собирателей как следствие культурной адаптации к современным условиям жизни.

В направлении «Этнические общности и мигранты» наряду с большим объемом новых этнографических материалов наиболее ценным результатом стали выводы о многообразии вариантов адаптационных процессов и их влиянии на динамику социально-этнических ситуаций в различных регионах России.

Установлено, что на особенности процесса адаптации людей к меняющейся среде немаловажное влияние оказывают некоторые черты их этнической культуры. В частности, растущее в условиях распада Советского Союза этническое самосознание оказалось во многих случаях фактором, способствующим адаптационным процессам, как и знание языков титульных народов, ставших государственными.

Исследования, проведенные на Алтае, в Туве и Хакасии, показали, что в адаптационных процессах к новым условиям жизни для основных этнических групп этих республик гораздо большее значение имеют различия регионального характера, обусловленные особенностями социально-экономического развития регионов, нежели этнические факторы. В то же время для представителей титульных народов всех трех республик в сфере культурных преобразований довольно существенна роль этнического фактора, значимость этнической идентичности.

На новой источниковой базе проведено комплексное исследование процессов массовой миграции и особенностей адаптации мигрантов и беженцев в период глубоких политических и социальных трансформаций XX в., раскрыта картина их жизнедеятельности (быт, культура, образование, религия, занятость, взаимоотношения с властью, с коренным населением, интеграция в общество, сохранение традиции и появление новаций).

На примере Сибирского федерального округа удалось установить, что неорганизованная международная трудовая миграция постсоветского общества имеет нерегламентированный долговременный характер; адаптация мигрантов ориентирована на групповые формы и происходит по схеме депривации, которая сопровождается изменением традиционных этносоциальных отношений, но не имеет конфликтной составляющей в сфере межнациональных отношений. Международная трудовая миграция в Сибирском федеральном округе является этнической по форме и экономической по содержанию.

На основе широкого круга источников осуществлено комплексное исследование традиционной медицинской культуры ряда народов России и определено ее значение в системе адаптации к окружающей природной среде. Показано состояние народно-медицинских практик в период постсоветских социально-экономических трансформаций, народный медицинский опыт использован при создании лекарственных препаратов для улучшения качества жизни и коррекции адаптивных реакций организма в условиях Севера.

По направлению «Культурная и языковая динамика в исторической ретроспективе» важнейшие результаты достигнуты лингвистами в области исследования языков мира. Проведена работа по созданию базы данных по лексике урало-алтайского праязыка, которая на сегодня включает 630 сближений. В этом направлении достигнут значительный прогресс в выделении контактной части урало-алтайских схождений и в построении адекватных фонетических реконструкций отдельных языковых групп. Одной из центральных проблем стала проблема контактов на основе новых аспектов и данных. Так, проанализирована роль контактов родственных и неродственных языков Африки в определенных ареалах. На материале миноритарных языков иранской группы, таких регионов как Афганистан, Иран, КНР, а также миноритарных романских языков и языков кельтской группы рассмотрен ряд ключевых вопросов языкознания: проблема «распада» и характер «ветвления» индоевропейской языковой общности. Исследована этноязыковая специфика процессов взаимодействия языков в разных регионах мира (Европа, Азия, Америка) на материале языков разных структур: славянских, монгольских, тюркских, балтийских, германских, романских. Разработаны принципы социолингвистической типологии, в связи с чем были установлены общие знаменатели, позволяющие провести адекватное сопоставление функционирования и взаимодействия языков в разных социальных условиях. Завершена работа по подготовке очередного тома энциклопедии «Языки мира», посвященной дравидийским языкам. Применение единой типологической схемы позволило вывести на новый уровень как понимание грамматической основы дравидийских языков, так и изучение их взаимосвязей с другими языковыми семьями Южной Азии и проблемы формирования южноазиатского языкового союза.

Особое внимание уделено русскому языку, его истории, контактным связям и взаимодействию с языками России и других ареалов. Новые методики применены при изучении более широких связей между славянскими языками. Так, выявлена стратификация черт, характеризующих разные временные слои развития славянских языков — общеиндоевропейские, балто-славянские, собственно славянские и относящиеся к периоду после распада общеславянского языка. Ранее неизученные материалы и данные о межъязыковых связях получены в экспедиционных исследованиях топонимики и межэтнических взаимодействий. Проведена работа по созданию оригинального сводного словаря заимствованной тюркской лексики в русском языке, который отражает исторические и современные контакты русского языка с тюркскими языками народов России и ближнего зарубежья.

В цикле литературоведческих проектов выделяются следующие результаты. Нетривиальное решение достигнуто в освещении современного статуса фольклора с точки зрения архаики и инновации, это осуществлено на материале фольклорных жанров балканских и балтийских традиций. Расширен анализируемый материал, изучено отражение фольклора в литературных произведениях прежде не изучавшихся в этом аспекте, уделено внимание связям апокрифов с фольклором. Исследования подтвердили большую стабильность и консервативность заговорно-заклинательных жанров в их нынешней сохраняемости. На основе актуальных собирательских программ осуществлено большое число фольклорных экспедиций. Особенно интересны результаты по центральной части России. Оригинальны также результаты изучения современной литературы на восточно-славянских языках пограничья Беларуси, России, Украины. Успешно исследование развития комплексного подхода в изучении взаимодействия музыкальной, устно-поэтической и художественно-изобразительной традиций народов Дагестана, функционирования культурного наследия в современной духовной и языковой культуре адыгских и карачаево-балкарских народов.

Анализ дискурсных взаимодействий позволил выявить механизмы адаптации русской литературы в общей системе словесной культуры, и показал, что данные механизмы непосредственно связаны с социокультурными условиями исторической эпохи и направлениями социальных сдвигов и перемен. Было показано, что посредством прямых связей с нехудожественными дискурсами и включением в художественный текст субтекстов иной дискурсной природы литература оптимизирует свои социокультурные контексты в коммуникативной системе общества.

По направлению «Адаптационные механизмы и практики в традиционных и трансформирующихся обществах» выявлены адаптационные ресурсы и практики населения различных регионов России к особенностям природного и ландшафтного окружения; индивидуальные и групповые механизмы хозяйственной, социально-культурной и социально-психологической адаптации основных социальных и этнических групп к коренным сдвигам, происходившим в ходе масштабных трансформаций как в историческом прошлом, так и на рубеже XX–XXI вв.

Рассмотрены различные аспекты проблемы сохранения культурных традиций народов России в условиях глобализации. В частности, проведен анализ последствий модернизационных процессов среди народов Кавказа. Предметом исследований стали трансформации культурных стереотипов, проявляющиеся в системе жизнеобеспечения, в религиозных и языковых практиках, в поведенческих стереотипах публичной личности. Исследованы основные тенденции в становлении современной идеологии на Северном Кавказе, духовных ценностей и морали, формировании этнической идентичности, а также роль профессиональной культуры.

Раскрыты различные аспекты демографических процессов европейского Севера, Приуралья, Западной Сибири, Дальнего Востока и других регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Изучены и обобщены документальные (архивные) и полевые материалы, прослеживающие влияние политических и экономических факторов на этническое хозяйствование и социальные процессы у аборигенных народов Севера в ХХ – начале XXI вв.

Впервые комплексно исследована проблема социально-психологической адаптации населения Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Рассмотрено взаимовлияние политики местных властей и процесса выработки новых адаптационных практик населением. Выявлены общие черты и особенности протекания процесса социально-психологической адаптации у различных социальных групп.

На основе обширного фонда археологических и этнографических источников разработаны оригинальные методы антропологии движения, динамики и статики в праистории и истории, двухмерной и трехмерной моделей экосоциальной адаптации, этнофеноменологии локальных и магистральных культур Северной Евразии, народов индоевропейской, алтайской, уральской языковых семей.

Таким образом, объединение в рамках Программы усилий специалистов академических научных центров позволило получить новые важные для развития гуманитарной науки и практически значимые результаты, которые нашли отражение в более 200 опубликованных монографиях и сборниках статей, около 80 книг подготовлены к печати. Теоретико-методологическое осмысление полученных научных результатов состоялось на итоговой научной конференции (г. Москва, 27-28 октября 2008 г.). Основные итоги работы обобщены в подготовленных к печати томах «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям» общим объемом около 100 п.л.